Для ТЕБЯ - христианская газета

Рубрика Это интересно
Христианская этика в украинской школе

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Христианская этика в украинской школе

Вот уже второй год муссируются слухи вокруг нового предмета школьной программы «Основы христианской этики». Его сторонники ждут ­ не дождутся, когда дети возьмутся за изучение новой дисциплины. Противники решительно отвергают нововведение, чуть ли не как антиконституционное, и настаивают, как минимум, повременить до согласования всех нюансов.

Чего ожидать нам, родителям, от нового предмета? Мы беседуем с членом комиссии по разработке «Основ христианской этики» главой Таврической епархии Украинской лютеранской церкви Олегом Стецюком.

Все началось с инициативы президента Украины В.А. Ющенко, который высказал пожелание, чтобы в украинских школах ввели предмет «Основы христианской этики». Представители многих христианских конфессий с энтузиазмом откликнулись на эту инициативу и взялись за практическую разработку данного предмета. Была создана рабочая комиссия из представителей Министерства образования и науки и церковнослужителей, которая собиралась в Киеве для обсуждения два раза в месяц. Сейчас работа близится к завершению: со стороны духовенства разработана и утверждена концепция. Ну а представители Минобразования как­то лениво подходят к своей части работы. У меня возникло чувство, что им это не очень­то и нужно: лишние затраты, переквалификация учителей и другие проблемы…

А чем отличается светская этика, которая сейчас преподается в школах, от христианской?

Светская этика базируется на гуманистических основах. Но главное отличие этих двух предметов в том, что светская этика — это знание, а христианская — воспитание.

Мы, как христиане, считаем, что школа должна не только прививать знания, но и воспитывать в этом духе. Моральные стандарты меняются со временем. Простой пример светской этики: лет 50 назад гомосексуализм — это было плохо. А сегодня нам внушают, что это нормально и ничего страшного здесь нет. Светская этика изменчива, она подстраивается под дух этого мира. Христианская — базируется на морали, которая пришла от вечного и неизменного Бога.

Кроме того, существует простая логика: Украина — страна, которая была рождена в христианской культуре и традиции. Само государство было сформировано этой культурой. Поэтому мы считаем, что нужно вернуться к тому, что явилось стержнем и основой нашего государства.

А где гарантия, что школа сможет воспитать ребенка, если порой семья с этой задачей не справляется? А тем более учитель, для которого преподавание христианской этики может стать лишь прибавкой к зарплате?

В совершенстве, я думаю, воспитать нельзя, но попытаться можно. Конечно, нужно приложить все усилия, чтобы семья — ячейка общества, была оценена государством. Какова семья, таковым будет общество. Государство должно укреплять семью, воспитывать будущих мам и пап. Возможно, этим и придется заняться школе.

В Польше есть огромный опыт такого школьного воспитания. В итоге — низкий процент абортов. Американцы сейчас пришли к выводу, что нужно усилить воспитательную роль школы. Там понимают: если в школе не будет христианской этики, она превратится в здание, где дают знания, не воспитывая будущее поколение.

Но мы с Вами учились в советских школах и, боюсь, нас не сильно­то воспитывали учителя.

Могу согласиться лишь отчасти. В советское время была целая система идеалов. И ребенок, идя в первый класс, попадал в эту систему. Сначала он становился октябренком, затем пионером, комсомольцем и, со временем, коммунистом. Пусть эти идеалы были ошибочными, но существовали ценности, в соответствии с которыми воспитывался ребенок. А теперь на этом месте — вакуум. Его нужно чем­то заполнить.

Сегодня, на мой взгляд, у государства нет других идеалов, кроме христианства, и Христос — достойный пример для подражания. Просто нам нужно вернуться к этим идеалам и разработать такую педагогическую систему, чтобы ребенок, воспитанный и сформированный в христианском мировоззрении за 12 лет, окончив школу, умел правильно воспринимать действительность.

Моя дочь учится во втором классе, который по составу является многонациональным, поликультурным. Сейчас детей ничто не разделяет между собой. Но с введением «Основ христианской этики» не станет ли этот предмет вместо созидания нести разрушение?

Это одна из возможных проблем. Но я хочу особо отметить: главной задачей предмета не является привитие церковности ребенку. Мы не хотим преподавать православие, католицизм или лютеранство — это не наша цель. Для этого существуют воскресные школы, где ребенок может познавать Бога в тех рамках, как там принято преподавать. Для школы же главное — мораль. И если правильно подходить к предмету, разделений не будет. Ведь и для христианина и для мусульманина воровать — это плохо, а самопожертвование ради другого человека — хорошо.

Опять же, если поступать мудро и преподавать христианскую этику факультативно, мы уйдем от этой проблемы, т.к. ребенок или его родители сами решат — посещать занятия или нет.

По­моему, самый лучший вариант — создание приходских школ, как у нас до революции или как теперь — в США: лютеранский садик, лютеранская школа, лютеранский институт; то есть, я отдаю своего ребенка туда, куда сам хочу, и — никаких проблем. А любое государство, которое не следит за моралью, приходит к саморазрушению и вымиранию. Вспомним Содом и Гоморру. Это была высокоразвитая цивилизация с полным отсутствием морали. Чем закончилась их жизнь? Все было разрушено. Цветущую и аморальную Римскую империю тоже постигло уничтожение. Я не хочу быть пророком, но Западную Европу, которая выбрала путь либерализации морали, ждет то же самое.

Не может устоять нация, если в обществе не ценится семья, ее консервативные устои. То, что вчера было аморальным, сегодня — норма жизни. А там глядишь — скажут, что воровать хорошо, делать аборт нормально, убивать слабых полезно, ведь они только мешают государству. Нашлись же во времена Гитлера люди, которые поддержали идеи расизма. Теория Дарвина на практике: дабы не обременять казну и очистить расу, слабых — в печь, так проще.

Кто будет преподавать христианскую этику?

Это будут светские учителя. Мы же не хотим, чтобы под предлогом этики преподавалось какое­то конфессиональное учение. Хотелось бы, чтобы учителями христианской этики стали люди верующие, духовные, высокоморальные. Но найдем ли мы достаточно учителей, которые смогут нас поразить своей духовностью и совершенством?…

Есть ли гарантия, что учитель, посещающий, например, богослужения в православной церкви, не будет наставлять детей в традиционном для православных Законе Божьем?

Здесь нужно очень строго держаться принятых правил. Есть предмет. Есть материалы, и, пожалуйста, ни налево, ни направо уходить не нужно. Если мы преподаем этику, мораль, то она для всех христиан одинакова, и 10 заповедей объединяют всех верующих. А все, что выходит за рамки предмета — конфессия, традиции — все это должно быть за территорией школы: иди в любой храм и поклоняйся там, как тебе нравится. Опять же, нужны учебные заведения, которые будут готовить этих учителей.

Но, кроме всего прочего, преподаватель должен не только рассказывать, но и являть собою эту этику. Потому что, если его дела будут расходиться со словами, он будет только негативно влиять на детей.

И это приведет к обратному эффекту: ребенок возненавидит все, что связано с духовностью…

Да, это очень серьезно. Многие опасаются, что предмет не пойдет.

Нам, христианам говорят: давайте посоветуемся с родителями или детьми, хотели бы они изучать христианскую этику? А я так сказал: а вы посоветуйтесь с детьми, хотят ли они учить математику? 99 детей из 100 скажут: не хотим! Она ведь сложная, но мы, как родители понимаем: математика нужна и поэтому заставляем их. Зато со временем ребенок подрастет и скажет спасибо за то, что он знает: 2 + 2 = 4. Вот так же обстоят дела и с христианской этикой. Попробуем, обретем опыт и тогда многих проблем уже не будет.

Какие планы у Министерства образования по внедрению этого предмета в учебную практику?

Насколько я слышал, Министерство образования предлагает долгую дорогу адаптации: публикация, всестороннее обсуждение и затем утверждение. При самых оптимистичных подсчетах это будет 2008 год. В 2007 году — первая проба преподавания, обсуждение материала, его влияния на детей. И после всех этих прений будет поставлена точка. Но я уверен — если предмет «Основы христианской этики» для 5­6 классов будет утвержден, это станет прямой дорогой для создания предмета с 1 по 12 класс.

P.S. Когда верстался номер, нам сообщили, что учебники по «Основам христианской этики» уже печатаются и вскоре станут доступны учителям.
Все желающие уже могут ознакомиться с электронной версией учебника по следующим адресам:
Концепція предмета: http://www.ulckherson.narod.ru/ministerstvo_o_n/oxv_programma_31_07_2006.zip
Посібник для вчителів. 5 клас: http://www.ulckherson.narod.ru/ministerstvo_o_n/OXE_5cl.zip
Посібник для вчителів. 6 клас: http://www.ulckherson.narod.ru/ministerstvo_o_n/oxv_6cl.zip

P.S.S. Всем учителям, заинтересованным в преподавании «Основ христианской этики» и желающим содействовать развитию этого предмета, просьба обращаться к Олегу Стецюку по адресу: ovstetsyuk@list.ru или по телефону: +38097­6958458

Христианская этика в украинской школе опубликовано 2006-08-01
-- Сергей Грищук N 100
оценить статью: Прочитано 25576 раз . Голосов 21. Средняя оценка: 4.43
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100